В древнерусских жилищах, как крестьянских, так и городских, окна были крошечными и, естественно, пропускали ничтожно мало света. По престижности на первом месте стояли слюдяные оконницы, а в крестьянских домах использовали и рыбий паюс, и бычий пузырь, и холст, тонкие деревянные пластины, зимой – даже обычный лед. Всего сто лет назад вместо стекла в такие окошки вставляли слюду, налимью кожу, бумагу – вот насколько были сильны традиции. Но, как известно, у нас дни короткие, а зимы долгие. Поэтому и придумали наши предки так называемое волоковое окно, то есть специальная задвижная доска «заволакивала» оконный проем. Света сквозь такое окно проникало еще меньше, однако это компенсировалось специальным расположением оконных проемов. Например, так называемые косящатые окна, которые название свое получили оттого, что состояли они сразу из трех окон – центрального, приподнятого относительно двух боковых, и большего по размеру, и снабжались двумя косяками, рамным переплетом и притолокой. Со временем жилье стали строить из камня, но окна все равно оставались как и раньше. В истории известны дома как совсем без окон, так и дома с окнами самой разнообразной формы – от средневековых небольших окон-бойниц до, так называемых «французских» окон, занимающих большую часть стены. Со временем щели в стенах стали делать шире и крупнее. Для защиты от холода, ветра и посторонних глаз, оконные проёмы прикрывали деревянными ставнями. Большие и высокие окна загораживали металлическими решётками либо резными пластинами из известняка, терракоты или мрамора. Например, в палатах XVII века оконный проем расширяли внутрь помещения для лучшего освещения, а сами окна были в виде арочных ниш. Оконницы, то есть рамы, делали из железа – белого или красного, сеткой переплетенного трех- и четырехугольниками, кубов, кругов, а слюду стали раскрашивать различными рисунками, отчего светлее и виднее не стало. Окна закрывали ставнями, поскольку слюдяные оконницы от холода почти не защищали. Ставни для пущего тепла стали обивать мехом или сукном. Вторые, зимние, рамы придумали позднее. На Руси в XI-XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту. В Европе в эпоху Ренессанса стали делать оконные проемы больших размеров. Подобная новинка прижилась у нас благодаря Петру Первому. Петр решил сделать большие окна в отечественных новостройках. Однако, это нововведение пришлось внедрять силой. В указе Петра 1714 года говорилось: «Каким манерам дома строить… брать чертежи от архитектора Трезини», т.е. для строительства зданий создавались образцовые проекты. Появились в Петербурге и образцы для подражания, – дворец А. Меньшикова, Летний и Зимний дворцы. Вдоль фасадов зданий протянулись ряды широких оконных проемов, само число их заметно увеличилось. Большие окна, с мелкой расстекловкой, характерной для того времени, исправно освещали комнаты. В оконные переплеты уже начали вставлять стекла. Первый стекольный завод был построен в России в 1656 году близ города Воскресенска. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Особенно быстро отрасль развивалась при Петре I. Так, в XVIII в. около Москвы действовало уже шесть заводов.

В настоящее же время везде и повсеместно устанавливаются окна ПВХ, деревянные евроокна либо алюминиевые окна, но и они не всегда гарантируют тепло и комфорт и люди порой переносятся на 100 лет назад во времена когда окна были слюдяными по причине банального продува создающего дискомфорт.